являющуюся вместе с другими домашними работами работой каждого дня и жизненной привычкой". Обобщение, как одна из важнейших частей его творческого метода, помогала претворению его философских идей в живые конкретные и полнокровные образы. Недаром же во многих его лучших картинах заложено то органическое стремление к монументальности, которое присуще художникам, создающим произведения большого идейного содержания.
Милле был верным сыном своего класса. Этим объясняются и высокие достоинства его искусства и недостатки, важнейшим из которых было то, что он не поднялся до понимания всей сложности социальных противоречий (как это сделал Домье) и поэтому не увидел великой исторической роли ведущего революционного класса — пролетариата. Так же как крестьянство не поддержало в целом Парижской коммуны, не понял ее и Милле, но от этого он не перестал быть честным художником, служившим своим искусством народу до конца своих дней. Известная идеализация крестьянских образов, присущая некоторым его произведениям 50-х годов, была той данью, которую отдал художник исторической ограниченности своего класса.
Все творчество Милле проникнуто высокой гуманностью, любовью к человеку и оптимизмом, утверждающим вечное торжество здоровой и молодой жизни, воплощенной в образах сильных и ясных духом людей. Последовательный реалистический метод привел художника к отражению острых социальных противоречий, все более разъедавших французское общество в середине прошлого столетия, и, хотя по своему мировоззрению и складу своего характера он не мог создавать произведений прямого революционного значения, как это делал Домье, но все его правдивое искусство с такой силой прославляет высокие моральные качества трудового народа, что великое прогрессивное значение Милле в истории французского искусства будет актуальным не только для нашего времени, но и в будущем.
Н. Нерсесов
|