Обольстительные пейзане изображали счастливых граждан Франции - страны веселья и радости. Но сытые и дебелые, ликующие пейзане и пейзанки, разыгрывавшие немудреные жанровые сценки ,,из сельской жизни", были тоже по меньшей мере сказкой - так далеки были те лакированные холсты от жизни. Это художество, лакейское, пустое и пошлое, заполняло стены Салона. В воздухе вернисажей витал аромат духов, пудры, фимиама, ладана.
И вдруг в атмосферу этого благовония ворвались свежий ветер полей, аромат лугов, крепкий запах мужицкого пота. В Салоне появился Милле. Это был скандал!
Но прежде чем рассказать о сражениях Жана Франсуа Милле с парижским Салоном, хочется разобраться, кому нужно было такое скопление пошлости и безвкусицы. Зачем нужен был Салон и его без конца сменяющиеся модные владыки - львы светских гостиных, корифеи вернисажей. На этот вопрос лучше всего ответил великий Жан-Жак Руссо:
„Государи всегда с удовольствием взирают на распространение среди своих подданных склонностей к доставляющим лишь приятное развлечение искусствам... Таким путем они воспитывают в подданных душевную мелочность, столь удобную для рабства".
Живопись парижского Салона, несмотря на крупноформат-ность полотен и грохот феерических композиций, полностью соответствовала „воспитанию в подданных мелочности". Не менее способствовали этому бесконечные полотна с обнаженными и полуобнаженными нимфами, пастушками, богинями и просто купальщицами. Парижскую публику Салона - мелких буржуа, мещан - вполне устраивал такой маскарад, подменяющий жизнь. И публика ликовала. В воздухе Салона царили благопристойность, благолепие и некая комильфотность, но иногда эта атмосфера взрывалась художниками-новаторами -Жерико, Делакруа, Курбе... Среди возмутителей общественного спокойствия был и Жан Франсуа Милле.
Представьте хоть на миг расфранченную, надушенную, знемогаюшую от тесноты и духоты публику парижского Сало-а второй половины прошлого века. Огромные залы этого святилища искусства" набиты до отказа десятками, сотнями олотен. Стоны первых христиан, лязг мечей гладиаторов, рев
|